Как проверить работоспособность тачскрина GPS навигатора
Как проверить работоспособность тачскрина - сенсорного стекла GPS навигатора или автомагнитолы
Сенсорная резистивная панель состоит из двух склеенных прозрачных пластин, одна из них как правило в виде тонкой пленки, а вторая твердая (стекло или специальный прозрачный пластик), на внутренней поверхности которых нанесено проводящее покрытие - пленка окиси индия.
Нижняя пластина обычно изготавливается из стекла, верхняя пластина представляет собой майларовую пленку, покрытую антибликовым слоем. Нижняя стеклянная часть крепится к дисплею.
Верхняя майларовая пленка обращена к пользователю и дополнительно покрыта слоем, устойчивым к химическим веществам и к царапинам.
Между пластинами имеется изолирующий слой, представляющий собой сетку микроскопических, химически вытравленных стеклянных столбиков на нижней поверхности. При нажатии на верхнюю пленку происходит локальный прогиб и замыкание двух проводящих слоев. Контроллер при сканировании шин сенсора определяет координаты точки нажатия.
В большинстве случаев используются 4-х проводные конструкции сенсорных панелей. Здесь используются две равнозначные проводящие поверхности: одна поверхность определяет положение координаты по оси Х (Х- / Х+), другая - по оси Y (Y- / Y+). Также принято обозначать X1 / X2 / Y1 / Y2
Сканирование производится за две фазы. В первой фазе к электродам проводящей пластины Х прикладывается тестовое напряжение, а проводящая поверхность пластины Y служит для съема потенциала, образованного резистивным делителем в точке касания. В процессе преобразования контроллер получает величину, пропорциональную координате по оси Х. Во второй фазе происходит симметричная процедура и получается вторая координата по оси Y.
В 4-х проводной схеме для равномерного распределения потенциала вдоль проводящей пленки, используются шунтирующие металлические торцевые полоски, нанесенные серебряной или медной пастой. Эти полоски видны по краям сенсорной панели, а пространство внутри них называется видимой областью сенсора.
Удельное сопротивление проводящих покрытий - от 150 до 1800 Ом/см.кв. для верхней пленки и от 150 - 1800 Ом/см.кв. для стеклянной подложки.
Проверка тачскрина омметром заключается в измерении сопротивления по каждой координате ( например - контакты 1-3 и 2-4 соответственно), НО схем осей сенсоров существует несколько десятков и соответственно очередность контактов для измерений может меняться. Прибор покажет величину сопротивления в несколько сотен Ом. Сопротивления по координатам отличаются в 1,5 – 3 раза.
Для проверки на замыкание щупы омметра подключаются к контактам разных координат. В этом случае омметр покажет бесконечность, а при касании пальцем по рабочей плоскости сенсора прибор покажет некоторое сопротивление.
Если на стеклянной подложке появились трещины, то сенсор работать не будет, либо работать будет частично. В таком случае его следует заменить на новый.
Бывает несколько десятков схем осей координат тачскрина, например x1x2y1y2 / x1y1x2y2 / x2x1y1y2 / x2x1y2y1 / y1x1y2x2 / y2x1y1x2 и т.д.
Для определения рабочей поверхности существует несколько способов:
- клеевой слой по периметру сенсора всегда расположен на нижней части, которая примыкает к дисплею
- маркировка со стороны рабочей поверхности всегда читается слева направо
- нижняя часть сенсора в большинстве случаев стеклянная, если слегка постучать по ней металлическим предметом, то звук будет звонким, а при постукивании по рабочей стороне - звук будет глухим
На некоторых сенсорах изначально отсутствует клеевой слой, в этом случае применяется тонкий 2-х сторонний скотч, который нарезается полосками и наклеивается по краям сенсора.
Если после подключения сенсор работает неадекватно (зеркально), это может означать, что спутаны местами проводники какой-либо координаты. У разных производителей чередование контактов координат на шлейфе не совпадают. Вопрос решается правильной распайкой проводников, либо калибровкой (при определенном навыке).
Базовой последовательностью считается такое чередование шин: X1 - Y1 - X2 - Y2.
На некоторых сенсорах проводники на шлейфе расположены перекрестно, в этом случае чередование контактов по координатам может отличаться от стандартного и при прямой замене сенсор работать не будет! В таких случаях необходимо выяснить разводку шин на шлейфе и перепаять проводники в соответствии с родной схемой. Имейте это в виду при проверке и замене !!!
Полезные статьи по ремонту GPS-навигаторов:
- Как отремонтировать GPS-навигатора
- Как подобрать тачскрин для GPS-навигатора
- Что неисправно - дисплей или тачскрин GPS-навигатора
- Как проверить работоспособность тачскрина GPS навигатора
- Как подобрать дисплей для GPS-навигатора
Если Вам понравилась и была полезна наша статья, то добавьте ее в закладки и поделитесь ссылкой в социальных сетях и блогах.
Обсуждения
Все понятно обьяснено , очень полезная статья особенно для новичков в этом деле. Спасибо сайту за статью.